Главные новости

Новости RSS
13:14
+ 
12:36
+ 
00:00
+ 
16:44
+ 
16:11
+ 
15:45
+ 
15:10
+ 
14:44
+ 
14:10
+ 
13:45
+ 
13:11
+ 
12:44
+ 
11:45
+ 
10:45
+ 
09:44
+ 


Честная бедность


Андрей Анненков     

  распечатать RSS
Министр Игорь Щеголев провел совещание с "эспэошниками". Термин этот употребила пресс-служба, приглашая по телефону корреспондента iToday.ru. Происходит он от "СПО" - свободное программное обеспечение.

Надо привыкать. Похоже, это у нас всерьез и надолго.



Академик РАН Виктор Иванников открыл, что в России нет софтверной индустрии, и предложил создать ее на базе СПО (слайд из презентации г-на Иванникова)

©itoday.ru

Действительно, на мероприятии присутствовали почти исключительно эспэошники: Microsoft не позвали. Большинство составили представители российских софтверных компаний, чей бизнес непосредственно связан с софтом open source. Роль производителей оборудования исполняли Dell, HP, Sun, IBM и Lenovo. Главным экспертом выступил академик РАН, директор Института системного программирования РАН Виктор Иванников. Был также Виктор Алкснис (общественная организация "Центр свободной технологии", где он председательствует вместе с Александром Поносовым). Отечественного производителя ПО представляла "1С". Не было людей из ФСБ и Минобороны.

Все стало ясно уже по составу участников, а с первых слов Игоря Щеголева ясность достигла предела. Министр назвал проект создания отечественной ОС "тупиковым". То ли дело софт с открытым кодом. Это – реальный путь обеспечения национальной безопасности.

Обсуждение немедленно перешло в практическую плоскость.

Безопасность, индустрия ПО и мифология


Оно, это обсуждение, представляет определенный интерес, и ниже будет описано. Однако необходимо сделать предварительное замечание. Такие – публичные – совещания, собираемые государственными деятелями, никак не влияют на принятие важных решений. У выступающих здесь не принято утруждать себя доказательством собственных утверждений. Впрочем, доказательства никого из участников действа и не интересуют. Имеет место смесь бюрократического ритуала и шоу. Первобытные люди плясали у костра с копьями прежде, чем начать охоту, а министр совещается с подведомственными соплеменниками прежде, чем начать внедрение СПО в органах государственной российской власти. Решение же об этом было принято 12 февраля у президента на заседании Совета по развитию информационного общества, и мотивы его имеют мало отношения к национальной IT-безопасности. Разговоры о национальной безопасности – это удары копья по воображаемому зверю во время ритуальной пляски. Что и будет ясно из дальнейшего.

Как это было


Виктор Иванников заявил, среди прочего, что в СССР не было, а в России нет индустрии ПО. Но ее можно построить, включив российских разработчиков в движение open source. Надлежит создать экспертный совет, наделив его "высоким статусом". (Корреспондент iToday.ru после беседовал с академиком, пытаясь добиться объяснения заявлению о несуществующей индустрии. Тщетно. Не добился.)

Игорь Жуков (ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт автоматизации управления в непромышленной сфере", ВНИИНС) представлял единственную в стране организацию, которая ведет разработки на уровне ядра операционной системы. А именно – МСВС, Linux-подобной ОС, сделанной для специального применения. Интересным в выступлении было сообщение о том, что вендоры производят драйверы специально для МСВС, и что для успеха проекта следует озаботиться созданием "экосистемы" для программистов, которые станут писать прикладной софт. Последнее подразумевает, что программированием для будущей ОС станут заниматься люди, желающие заработать продажей софта на свободном рынке.

Самым ярким выразителем идеи "даешь национальную безопасность" стал Виктор Алкснис. Он потребовал запретить проприетарный софт в госорганах и рассказал о том, как в бытность депутатом отправил в ФСБ запрос с целью выяснить, надежно ли проверен софт Microsoft на предмет отсутствия вражеских "закладок". Выяснилось, что ФСБ не уверена в отсутствии таковых, и что компьютеры с секретными данными просто не подключают к Интернету. "Но на флэшку-то эти данные можно записать?", - продолжил выяснение депутат Алкснис. "Да", сказали ему. Это, по мнению г-на Алксниса, свидетельствует о небезопасности Windows. В выступлении экс-депутата содержались также предложения, которые всеми были признаны разумными. Они касались использования открытых стандартов представления документов.

Виктор Серебряков (ЛАНИТ) обратил внимание присутствующих, что СПО никто не продвигает. В отличие от проприетарного софта, продвигаемого производителем. И пришел к выводу: СПО должно продвигать государство.

Дмитрий Комиссаров ("АйТи") запугал присутствующих перспективой отказа Microsoft от выпуска патча, препятствующего распространению почтовых червей новой породы и, поддержанный министром, взял на себя труд к 11 марта подготовить предложения по созданию ассоциации разработчиков СПО.

Павел Гудков ("1С") попросил не забывать о поддержке отрасли ПО в целом. Смысл сказанного им сводился к следующему: те, кто производят проприетарные программные продукты, тоже достойные члены общества, и их не следует противопоставлять тем, кто работает на рынке СПО.

Министр обратился к производителям техники: готовы ли вы, если что, поддержать законодательное внедрение СПО? Драйверы напишите? Под Linux ваше "железо" работать станет? Intel отмолчалась (позже в беседе с корреспондентом iToday.ru Юрий Французов все сомнения насчет способности его компании поддержать СПО развеял). Зато высказались IBM (Марат Гуриев), Sun Microsystems (Наталья Геллер) и Lenovo. Читателю, который знает, какие именно компании поддерживают движение open source, ничего пояснять не надо. Для остальных после минутной паузы сообщим: IBM и Sun готовы поддержать СПО. Lenovo тоже не прочь – потому что очень уж плоха Windows Vista.

Выступлений было гораздо больше, но довольно и этого.

Настоящий мотив решения


Национальная безопасность, как видим, предметом обсуждения не была. И правильно. Она никак не связана с тем, свободен софт или нет. Пример г-на Алксниса с флэшкой об этом свидетельствует как нельзя лучше: Пентагон и Лос-Аламос для зашиты USB-портов, которая и правда не предусмотрена разгильдяями из Microsoft, используют отнюдь не свободный софт российской компании Smart Line.

О причинах, по которым делается то, что делается, корреспонденту iToday.ru рассказал – в форме гипотезы – один из компетентных участников круглого стола 25 декабря прошлого года, на котором речь о национальной ОС шла впервые. Гипотеза такова.

Президент Медведев – квалифицированный юрист – не мог не поддержать программу легализации ПО в России. Отсюда и IV часть Гражданского, между прочим, кодекса. Но выяснилось, что легализация одного только софта Microsoft в одних только органах государственной власти и бюджетных учреждениях – жутко дорогое удовольствие, казна такого не выдержит. Вот, собственно, отсюда ноги у "национальной ОС" и растут.

Правдоподобная гипотеза, не правда ли? Только почему-то на совещании у министра никого со счетами не было. Никто не задался вопросом "сколько стоит" в отношении СПО.

Но ясно, что внедрение СПО – симптом честной бедности, которая безусловно лучше пиратства. Россия не должна уподобляться Сомали.

Тем временем


Сегодня же вечером на заседании АП КИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) новый текст привезенного депутатом Ильей Пономаревым письма президенту (его было решено подготовить на заседании "расширенной рабочей группы"), был отвергнут. Единогласно.

ООО "Майкрософт Рус" подготовило свое письмо – с предложениями в текст письма президенту Медведеву. Наивные люди! Документ в редакции имеется, и мы намерены о нем написать.

О создании ассоциации разработчиков СПО речь только идет, а вот российские производители проприетарного ПО, представляющего отсутствующую, по версии г-на Иванникова, индустрию, уже объединяются и 5 марта проведут заседание.

 

Возврат к списку


Документ без названия
Комментарии — 41

Анненков  — 15 марта 12:50
2 Алексей Хорошилов

Доказана, безусловно. 2% пользователей предпочли эту ОС. Значит, работает.

Что касается приведенного вами примера. Это, простите, доказательство чего? Что это добавляет к тому факту, что единицы процентов пользователей - энтузиасты, как правило, или подчиненные энтузиастов - работают на Linux?

У меня нет возможности ввязываться в обмен ссылками на истории успеха и неуспеха внедрений Linux.

Истории неуспеха есть, и много. Это дает нам возможность учиться на чужих ошибках. Было бы ценнее, мне кажется, если бы вы рассказали о причинах провальных внедрений Linux казенными методами. Вам, члену linux-foundation.org, скорее бы поверили

Алексей Хорошилов  — 14 марта 02:25
Конкурентноспособность Линукс как офисного десктопа уже неоднократно доказана на деле.

Возьмите хотя бы недавний доклад французской жандармерии [1,2]. Там ребята неспеша, с 2005 года, переходят на Линукс. Уже сэкономили 50 млн. евро на стоимости лицензий и технической поддержки. Если раньше они покупали новые компьтеры с Windows (12-15 тыс. лицензий в год), то с начала миграции покупают с Линукс за редким исключением (за последние полтора года куплено ~200 лицензий). И так как в качестве стандарта для обмена документами они используют Open Document Format и другие открытые стандарты, то проблем со взаимодействием со старыми Windows машинами и другими госорганами не возникает.

У нас же взаимодействие с госорганами - одна из больных проблем при миграции. Для взаимодействия с налоговой, министерствами и т.д. требуются программы, которые работают только под Windows и по закрытым стандартам. Если государство хотя бы в этом аспекте избавит бизнес и, кстати, гос. учреждения от налога Microsoft, то и у нас Линукс будет распространяться заметно быстрее.

[1] http://arstechnica.com/open-source/news/2009/03/french-police-saves-millions-of-euros-by-adopting-ubuntu.ars
[2] http://www.osor.eu/news/fr-gendarmerie-saves-millions-with-open-desktop-and-web-applications

Гость  — 04 марта 15:03
Хотели как лучше, а получится как всегда

Анненков  — 03 марта 14:09
Образцово здравое суждение, по-моему. Спасибо

dima  — 03 марта 03:09
2 Анненков

Мне кажется, сегодня "национальная безопасность" - тоже не основная причина. Пока Microsoft является тем, чем она стала за годы, нет оснований сомневаться в ее "надежности" как технологического партнера государства. Это большая международная компания, публичная, кстати. Управляется наемными менеджерами, а не группой умельцев. Наверное, потенциальным шпионам договориться с Microsoft будет куда труднее, чем с индийскими, китайскими или российскими кулибиными, у которых есть "уникальные технологии", но нет денег и нет понимания, что с со своим технологическим багажом делать.

Мне вообще кажутся странными рассуждения о "национальной" ОС. Могу предположить, рыночному положению любой компании стоит доверять гораздо больше, чем "национальности" (юрисдикции) разработчика. Не понимаю, что уж такого безопасного может предложить в своих разработках какое-нибудь ЗАО, ИП, ООО, ФГУП, etc. Это обычное юридическое лицо, с каими-то акционерами и схемой управления, они могут так же, как и любая иностранная компания сертифицировать свои продукты в ФСТЭК (отдельная тема, кстати). Они могут аутсорсить часть своей разработки в индии или в любой другой стране. Все то же самое. Отсутствует лишь одно - годы работы на рынке в качестве успешного разработчика ОС. Хотя нет, конечно, не только это отсутствует :)

Наличие же СПО-инфраструктуры с одной стороны, развязывает государству руки в переговорах с той же Microsoft - очевидно же, Linux вполне способен снизить зависимость от Microsoft. С другой стороны, информационные технологии развиваются очень быстро и предвидеть что-либо наверняка на годы вперед здесь очень трудно. Гибкость и альтернативы выбора в таких условиях могут очень пригодиться.


komissarov  — 02 марта 22:57
2 Феликс Мучник:

а как же национальные умельцы, которые участники каталога СофтКей ? разве они не смогут ?

2 dima спросите у ABBYY как им удается поддерживать оем-потребителей своей продукции. Дело сложное. Но не бином Ньютона.

Skull  — 02 марта 14:52
> Я не знаю, кто будет делать Linux-подобную "национальную" ОС.

Очевидно, что те, кто обладает соответствующей квалификацией в Linux. Напомню, речь не идёт про написание операционной системы «с нуля».

> Выгодополучателей этого проекта никто не рекламирует.

А это не восточный базар! Объявят конкурс, кто его выиграет — тот и будет внедрять.

> О финансировании оригинальной ОС можно забыть, по-моему - министр сказал, что это тупиковый путь.

Вполне разумно. Что такое «оригинальный Linux» и как платить его участникам?

P.S. Давайте подождём более взвешенных и практичных решений. Пока это пиар.

Анненков  — 02 марта 08:59
Каким таким "рекламируемым умельцам"? Я не знаю, кто будет делать Linux-подобную "национальную" ОС. Выгодополучателей этого проекта никто не рекламирует. О финансировании оригинальной ОС можно забыть, по-моему - министр сказал, что это тупиковый путь.

Феликс Мучник  — 02 марта 07:48
Андрей, а ты уверен, что доверив рекламируемым национальным умельцам изготовление НОС, ты получишь национальную безопасность? А, это будет как с анекдотом про Неуловимого Джо. Она будет обеспечивать абсолютную безопасность, т.к. ей никто не будет пользоваться :)

Анненков  — 02 марта 03:00
2 Dima. Допустим. Тогда в качестве причины остается национальная безопасность. Что вы на этот счет скажете? Интересно.

dima  — 02 марта 02:38
И все-таки о честной бедности...

Гипотеза о том, что MS - это "жутко дорогое удовольствие, казна такого не выдержит", не кажется правдоподобной. Стоимость лицензирования в масштабах государства - это не обязательно те деньги, которые, допустим, хочет получить Microsoft. Мне кажется, "лицензия для государства" скорее должна стоить именно столько, сколько государство готово за нее заплатить. То есть существует какая-то взаимоприемлемая сумма денег. Потому что софт - это не автомобили, не нефть и даже не диски с дистрибутивами. Скорее, это право пользоваться какими-то вещами, уже, между прочим, существующими вне зависимости от того, купили ли вы их. Для разработчика предоставление кому-то этого права не связано с дополнительными расходами. Если покупатели - частные лица или организации разного размера, разработчик может рассуждать в категориях "рынка" - за сколько продавать свой продукт, чтобы получить максимальное количестово денег с региона. Но государство - не просто крупный заказчик. Может быть, тому же Microsoft стратегически выгоднее было бы вообще бесплатно лицензировать все используемое в госорганах ПО, чем дать толчок развитию СПО на государственном уровне.

Так что казна должна выдержать в любом случае :)

dima  — 02 марта 01:47
2 vgabriel
2 Анненков
2 komissarov

По поводу необходимости предлагать альтернативные операционки...

Насколько я понял, речь шла именно о пользователях - физических лицах. Именно с ними отношения регулируются законом о защите прав потребителей. Российское linux-сообщество сегодня здесь как-то ни при чем. Ни у кого пока что нет бизнес-модели, позволяющей заработать на розничных покупателях компьютерной техники. И уж точно нет инфраструктуры, которая позволила бы обеспечивать сервис проданных (или поставленных, навязанных, etc.) "физикам" операционок.

IBM, к слову, сегодня вообще ничего российским розничным покупателям предложить не может.

Зачем предлагать пользователям, или же навязывать с помощью государственного регулирования то, чего нет?

Анненков  — 01 марта 23:25
Можно, я попробую угадать - неужели IBM?

komissarov  — 01 марта 23:01
Коллега vgabriel а "самизнаетекто" это кто ? Я правда не догадываюсь, если что можно персонально сказать.

vgabriel  — 28 февраля 12:11
2 dima

Это нужно двум категориям людей\компаний

1. Кто верит, что он на этом заработает. Т.е. продавцам поддержки за клиентский Линукс.

2. Тем кто заработает от ослабления тех кто на этом потеряет, теряет Майкрософт - список желающих заработать на ослаблении Майкрософта возглавляет "сами знаете кто"

Собственно государство в данном случае просто инструмент. Причем первая категория в общем тоже инструмент :)


dima  — 27 февраля 23:30
2 komissarov:

А зачем ограничиваться виндой? Смотрите шире: Apple вот тоже альтернатив Mac OS не предлагает. И Nokia.

Допустим, у кого-нибудь хватило бы ума пролоббировать необходимость предлагать альтернативную ОС. Допустим, придумали бы механизм для извлечения стоимости Windows из цены компьютера. Конечно, нашли бы способ отдать пользователю переплаченные им деньги. Предположим, все это случилось. Остается один небольшой вопрос. Кому это нужно? Кроме нескольких человек, имеющих небольшой коммерческий интерес? Крупным иностранным производителям - нет, они точно такой штуке не обрадуются. Может обычным покупателям? Не думаю. Потому что в результате они сразу получат сужение представленных на рынке линеек ноутбуков и повышение цен. Не на 50 баксов, которые они переплачивают. Ну или думают, что переплачивают.

Анненков  — 27 февраля 22:06
Какой забавный аноним. Его смешат, а он злится :)

Гость  — 27 февраля 21:18
Месье Аненков, в винде есть закладки, которые позволяют рубить систему на корню, если вы не эксперт в этом, так хоть не смешите людей.
О DRM and TC забыли? Так я напомню.
Столман об этом прекрасно осведомлен и в Linux этого не будет.
Для того, что-бы тряхнуть страну хватит и тех компов, которые подключены к сети.
Так что послать некрософт в баню в наших общих интересах. Но в ваших ли?

komissarov  — 26 февраля 20:02
Ну во первых где удвоенные затраты? я давал ссылку ниже - использование ОС начинается в момент принятия пользователем лицензионного соглашения - соотв, какое принял такая ОС и оплата.
Как физически - просто при покупке пользователю в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке должна быть предоставлена возможность выбрать как минимум из двух - например путем выбора какую развернуть либо двумя вариантами в номенклатуре.

Про что можно а что нельзя считать я не буду дальше распространяться - есть четкая юридическая позиция, хреновый нагреватель это ровно водка без пива.

Гость  — 26 февраля 19:53
обязательная альтернатива?

А как физически это может выглядеть?

Анненков  — 26 февраля 19:42
2 Гость 19:44 - речи о двух предустановленных не было, Комиссаров говорил об обязательной альтернативе

Гость  — 26 февраля 19:14
Относительно предустановки на компьютеры двух ОС на выбор.

Во-первых. Предустановку ОС нельзя считать
товаром в нагрузку, так как без ОС компьютер вообще не больше, чем хреновый нагреватель воздуха.

Во-вторых, если предустанавливать две операционки, то удвоенные затраты лягут на потребителя.

В-третьих. Все ли уверены, что будут отказы только от виндов? И будут-ли готовы линух-производители возвращать деньги за отказ от их орперационки быстрее, чем приснопамятная компания и ее сателлиты? И не надо говорить, что линукс бесплатен. Стоимость службы поддержки пользователей и стоимость установки не равны нулю.


Феликс Мучник  — 26 февраля 19:02
Гостю - на первый взгляд, да, утилит. Но, если внимательно посмотреть, то есть и решения, их много. И вы правы, нужно создать систему поиска решений, которые могут стать типовыми, и систему поддержки доведения этих решений до типовых. Соответственно, с другой стороны стимулировать спрос на эти решения. Ведь уже проходили недавно, что стремление к выходу на IPO, инвестиции и пр. стимулировало внедрение (иногда неоправданно дорогих) решений для финансового учета и аналитики

Анненков  — 26 февраля 16:00
Что значит "проспонсированные"?? Левый софт милиционеры ищут по всей стране потому, что на самый верх МВД 1С и ООО "Майкрософт Рус" занесли денег, а оттуда вниз пошла команда - так, что ли? Или на местах с вертолета над РОВД купюры разбрасывали? Окститесь, Дмитрий. Они сами по себе хотят кушать.

Вообще, правоохранители совершенно другая тема. Их деятельность не на совести индустрии - в отличие от, между прочим, откатов. Говорить "черт с ней, с экосистемой разработчиков и продавцов ПО, раз менты свирепствуют на предмет нелегального ПО" все равно что говорить "не сяду за руль, т.к. гаишники - негодяи".

Вы неубедительны.

komissarov  — 26 февраля 15:21
Сорри предыдущее мое сообщение

Гость  — 26 февраля 15:20
Феликс большая часть твоего каталога это разработчики утилит. На мой взгляд утопизм идеи НацОС как раз в отсутствии игроков, которые сначала должны появиться а только потом получить поддержку. Поэтому мне кажется правильная дорого это создание, стимуляция и поддержка конкурентной среды и возможно заказ типовых решений (только опять же кому).

komissarov  — 26 февраля 15:12
Андрей закон есть нет практики, четкое указание про альтернативную ОС в том числе уменьшит давление на бизнес со стороны разнообразных госструктур, идея ФАС всех оштрафовать немедленно мне не нравится.
По поводу сложившейся экосистемы - если под ней понимать в том числе и проспонсированные в свое время рекомендации структурам на местах проверять (читай получать "взносы" от коммерческих компаний) и то что происходит во время визитов правоохранителей в коммерческие компании - то да такая экосистема не нужна.

vgabriel  — 26 февраля 13:04
Нормально, Китай этот путь прошел лет за 5 от рассвета до заката Ред Флага, мы, я думаю, пройдем быстрее.

Меня конечно несколько гложет противоречие, что о безопасности офисных печатных машинок государство беспокоится больше, чем о безопасности серверов и мэйнфреймов, и зачем производителям Линукса пытаться захватывать десктоп территорию, где они очевидно слабы, лучше бы думали о серверах - там количество разочарований было бы существенно меньше.

А вообще, судя по отчету, это было заседание на бис.

Феликс Мучник  — 26 февраля 11:09
Борис, так я то же и написал в следующем посте. И о необходимости поддержки отечественных разработок говорю при каждом удобном случае. Я же возмущаюсь только просьбой попилить бабла на иллюзии, фантоме.

А насчет наличия оригинальных отечественных разработок, так у меня их в каталоге предостаточно, к тому же я еще и председатель правления ассоциации ИЗДЕФ в этом году. Ответственно заявляю, ребят интересных по России не сосчитать. Только развиваются они все на свои деньги, вырученные от продаж. С другой стороны, может это и хорошо. Жесткий естественный отбор.

Борис Ашкинази  — 26 февраля 11:03
Феликс - если бы министр сказал, что ГосЛинукс более перспективен в краткосрочном плане, но наряду с этим необходимо всячески поддерживать оригинальные отечественные разработки, я может быть и не согласился, но промолчал. Но в данном случае я вижу явное нежелание развивать отечественную отрасль (программирование), сразу обьявляя её тупиковой. Я, конечно, не ставлю знака равенства между проектом НОС и всеми отечественными разработками - я просто не вижу новых оригинальных отечественных разработок (1С и Касперского не называть).

Феликс Мучник  — 26 февраля 10:49
Андрей, ты драматизируешь... Я же уже сказал, все вернулось на круги своя. Помогать, к сожалению, никто не собирается, но и мешать никто не будет. Так все и было, одни говорили про Линукс, другие ставили Windows, и иногда его оплачивали :) Так что в части ИТ инновационную экономику будем опять строить силами самого ИТ. Радоваться повода нет, но и плакать тоже. Тенденция, однако :)


Анненков  — 26 февраля 10:41
Возможно, я склонен излишне драматизировать происходящее, но - они не ведают, что творят. Последствия будут очень неположительны. Долгосрочные - для страны (пиратство), а краткосрочные - для индустрии (новой экосистемы ждать неоткуда, а ту, что только-только начала складываться, никто защищать, как я понял, не собирается).

Феликс Мучник  — 26 февраля 10:23
Борис - тупиковость проекта НОС не равно ненужность отечественных разработок

Борис Ашкинази  — 26 февраля 10:11
Два интересных для меня момента:
1) министр Щеголев назвал проект создания отечественной ОС тупиковым. Следовательно, отечественные оригинальные разработки государству не нужны. Следовательно, если у того же Завалишина что-то получится, то его разработка, как ненужная государству, уйдет зарубеж.
2) ИСП РАН (Иванников) + ВНИИНС как лидеры ГосЛинукса. О неизбежности ГосЛинукса = МСВС я писал в своем блоге еще в сентябре 2007.

Феликс Мучник  — 26 февраля 08:33
Вот по комментариям хорошо видно, что ситуация вернулась на пару-тройку лет назад :) Наконец-то... Все будут опять использовать, что удобно и/или что втюрят и/или на что денег хватит и/или что спиратят

Анненков  — 26 февраля 02:17
Незачем покупателю нетбука за 300 долларов покупать с ним Windows за 70. Ну так и не заставляйте производителя обеспечивать совместимость с двумя ОС. Впрочем, я, повторюсь, не юрист, закон толковать не возьмусь. Если ОС - это нагрузка к компьютеру, тогда что ж, у производителя нет выбора, надо по требованию покупателя сносить ОС и возвращать деньги. Только вы определитесь. 11 числа закона не было, и вы ратовали за то, чтобы он был. А 25-го оказывается, что закон есть. Пономареву в Думе такая скорость и не снилась.

komissarov  — 26 февраля 01:22
Если каждому покупателю водки впаривать пиво по причине известной народной мудрости вроде бы тоже все гладко. Однако народ возмутиться.
Обьясните мне как инженер зачем покупателю нетбука за 300 долларов доплачивать 70 за Vista ? Серьезная часть пользователей этих устройств никогда кроме браузера и мессенджера ничего не запустит. Да безусловно при этом надо обеспечить юзабилити Linux (или ReactOS или что еще там) и работоспособность с переферией, ну так я уверен найдутся поставщики дистрибутивов, готовые играть за 5-7-9 процентов рынка.

Анненков  — 26 февраля 01:06
Спасибо. Насчет того, что покупка ноутбука обусловлена покупкой Windows Vista - неубедительно. Защиты интересов потребителя в требовании дать альтернативу Windows (или Linux) не вижу - выбор "железной" архитектуры компьютера может быть прямо связан с выбором ОС. Впрочем, я инженер, а не юрист. Про ГК вполне ясно.

komissarov  — 26 февраля 00:51
ч.
2,
ст.
16
закона
РФ
“О 
защите 
прав
потребителей” 
запрещает
 обуславливать

приобретение 
одного
 товара
 обязательным
 приобретением 
другого
(например 
Windows
Vista).

Пункт 
3 
ст.
1286 
Гражданского 
кодекса 
РФ 
разрешает 
заключать 
лицензионное

соглашение,
 если
 оно 
находится 
на 
экземпляре 
программы, 
то 
есть 
необходимо 
щёлкнуть 
на

галочке
 “Я 
согласен” 
и 
установить 
его 
на 
компьютер. 
При 
заключении 
лицензионного

соглашения
 требуется 
согласие 
обеих 
сторон
—
как
 изготовителя, 
так 
и
 пользователя. 
Когда

соглашение
 заключает 
продавец, 
то 
он 
нарушает 
права 
пользователя 
на 
ознакомление 
с

условиями
 договора 
в 
установленной 
форме 
(так, 
продавцы
 часто 
самостоятельно

подтверждают
 установку 
ОС 
на 
компьютер 
пользователя 
во
 время 
проверки

работоспособности 
мобильного 
ПК),
 но 
это 
противоречит 
ст.
428 
ГК 
РФ, 
и 
пользователь 
может

отказаться
 от 
исполнения 
такого 
договора.


Анненков  — 26 февраля 00:25
Наверное, надо было. Спасибо за уточнение. Что именно за закон, не скажете?

komissarov  — 26 февраля 00:18
Для полноты картины Андрей мне кажется стоило упомянуть о потенциальном введении сертификации компьютерного оборудования на совместимость с СПО (наличе драйверов) и о реализации положений текущих законов РФ о ОБЯЗАННОСТИ продавца проинформировать покупателя о его ПРАВЕ отказаться от предустановленной ОС и вернуть деньги.
Что касается истинной причины - не отвечу за государство, но наблюдать за ситуацией когда за последние 10 лет средняя стоимость ПК снизилась в 2.5-3 раза а стоимость ОС и офисного пакета от MS возросла в 2 достаточно странно. Средняя величина годового ТСО комплекта ОС+офисный пакет в пропиертарном варианте уже приближается к стоимости самого ПК. Будет ли СПО дешевле и удобнее ПО от MS - время покажет.

, 3D , 3G , 4G , ABBYY , Acer , Adobe , Alawar , Alcatel-Lucent , Altimo , Amazon , AMD , Android , android , AOL , Apple , AppStore , Asus , AT&T , Autodesk , Avaya , Bing , BlackBerry , BlackBerry Storm , Blu-ray , Bluetooth , British Telecom , CeBIT , CES 2009 , China Mobile , China Unicom , Cisco , cloud computing , Conficker , Dell , Deutsche Telekom , Dixis , DST , DVD , eBay , Elcomsoft , Electronic Arts , EMC , Ericsson , ESET , Facebook , FCC , Firefox , France Telecom , Fujitsu , Gartner , Gmail , Google , Google Chrome , Google Maps , GPS , Hitachi , HP , HTC , Huawei , IBM , IBS , ICANN , ICQ , IDC , InfoWatch , Intel , Intel Atom , Internet Explorer , iPad , iPhone , iPod , IT , iToday.ru , iTunes , Kindle , Lenovo , LG , LinkedIn , Linux , LiveJournal , LTE , Mac OS , Mail.ru , McAfee , Microsoft , Motorola , Mozilla , MSI , MySpace , NEC , Nintendo , Nintendo Wii , Nokia , Nortel , NVIDIA , OLED , OLPC , Opera , Opera Mini , Oracle , Orange , Palm , Palm Pre , Panasonic , peer-to-peer , Philips , Pirate Bay , QIWI , Qualcomm , Rambler , Red Hat , RIM , Ru-Center , SaaS , Safari , Samsung , SanDisk , Sanyo , SAP , Seagate , Sharp , Shyam Telelink , Siemens , Skype , sms , SMS , Softkey , Softline , Sony , Sony Ericsson , Sony PSP 3000 , SonyEricsson , Sprint Nextel , Street View , Sun , Symantec , Symbian , T-Mobile , Tele2 , Telenor , Toshiba , Twitter , Verizon , Vista , VMware , Vodafone , Walt Disney , WebMoney , Wi-Fi , Wikipedia , WiMax , Windows , windows , Windows 7 , Windows Mobile , Xbox , Xerox , Yahoo , Yota , YouTube , авторские права , АйТи , Акадо , Альфа-групп , антивирусы , Антон Носик , Астерос , АФК Система , Барак Обама , Бегун , безопасность , Беталинк , Билайн , Билл Гейтс , биометрические паспорта , Биргер Стен , блоги , ботнет , видео , Википедия , вирус , ВКонтакте , Владимир Путин , Восход , Вымпелком , гаджеты , Генпрокуратура , ГЛОНАСС , Госдума , данные , дата-центр , дети , Джерри Янг , Дмитрий Медведев , домены , Евгений Чичваркин , Еврокомиссия , Евросеть , Евросоюз , Игорь Щеголев , игры , Илья Пономарев , Индия , инновации , Интернет , Казахстан , кибербезопасность , кибервойна , киберпреступления , кино , Китай , книги , компьютеры , Комстар-ОТС , концепты , кризис , КРОК , Кэрол Бартц , Лаборатория Касперского , Леонид Рейман , МВД , МГТС , Мегафон , медицина , Минкомсвязи , Минобороны , Минэкономразвития , мошенники , МТС , МТТ , музыка , нанотехнологии , нетбуки , ноутбуки , образование , Одноклассники , олимпиада , онлайн-торговля , Пентагон , пираты , полупроводники , порно , почта , провайдеры , Рамблер , РБК , реклама , РЖД , роботы , Роскомнадзор , Роснано , Ростелеком , Ростехнологии , Рунет , Руперт Мердок , Сбербанк , Связной , связь , Связьинвест , Сергей Иванов , Синтерра , Ситроникс , Скай Линк , Скартел , Сколково , СМАРТС , смартфоны , СМИ , сотовые операторы , сотовые телефоны , софт , социальные сервисы , социальные сети , спам , спорт , спутник , Спутниковая связь , стартапы , Стив Балмер , Стив Джобс , Сумма Телеком , суперкомпьютеры , США , телекоммуникации , Техносерв , ФАС , ФСБ , хакеры , цензура , церковь , цифровое ТВ , Цифроград , ШПД , Электронная Россия , Электронное правительство , Эльдорадо , Эрик Шмидт , Яндекс , Япония ,